Удивительное дело – вот передо мной живой человек, он общается, разговаривает, улыбается, пока я настраиваю свет, и кажется – вот оно,  какая-то характерная черта, мимика – «Внимание, снимаю!» Щелк! – фотографическое лицо, деревянная улыбка, неестественно закинутая голова. Часто можно услышать: – Я хорошо получаюсь на репортажных фото,  «когда меня  незаметно снимают» и совершенно не получаюсь на постановочных.  Почему?

И тогда я рассказываю про первые портреты.

И длинные выдержки. На тот момент это было одной из проблем – низкая светочувствительность пластинок,  из-за  чего их приходилось экспонировать достаточно длительное время.

Я уже писала про Джозефа Нисепора Ньепса , который придумал фотографию, потому что не умел рисовать. http://foto-taina.ru/?p=105  Экспозиция его снимков составляла около 8 часов.

Жак Луи Манде Дагер усовершенствовал этот процесс  и назвал его «дагерротипия», в честь себя. В 1839 году он продемонстрировал свое изобретение Французской Академии Наук. Его открытие было признано общечеловеческое достоянием. И фотография начала свое триумфальное завоевание мира.  Дагер использовал йодистое серебро, обладающее низкой светочувствительностью, и выдержка на ярком солнце составляла  несколько минут – около 30. Сам Дагер снял несколько пейзажей и зарисовок местности. Для портрета   выдержка должна была быть короче.

В статьях про Роберта Корнелиуса его часто называют  голландским химиком. Это некоторая неточность – он был потомком голландских эмигрантов и всю жизнь прожил в США. Учился в частной школе, действительно интересовался химией , работал в семейной мастерской по изготовлению светильников. В 1839 году познакомился с Джозефом Сэкстоном, который и привез  дагерротипию в США. Роберт увлекся фотографией и  вместе с химиком Полом Годдардом занялся  усовершенствованием  процесса дагерротипии, что позволило сократить время экспозиции до чуть больше минуты.  Этот автопортрет самого Роберта  считается первым в мире отчетливым фотографическим изображением человека.  На обратной стороне рукой автора написано  «The first light picture ever taken»  -« Первое светописное изображение, когда либо полученное» . В 1841-43 годах Роберт Корнелиус открыл несколько фотоателье, но затем вернулся к семейному бизнесу.

В 1840 году был получен первый женский портрет. Это  портрет Дороти Кэтрин Дрейпер, снятый ее братом.  Джон Уильям Дрейпер  преподавал химию в Нью-Йоркском Университете. Очень заинтересовался  дагерротипией, работал над усовершенствованием этого процесса, создал собственную камеру. Выдержка для этого портрета составила 65 секунд – чуть больше минуты. Лицо Дороти присыпано мукой – вот он, первый фотомакияж!

Я смотрю на фото первых дагерротипов и они меня совершенно завораживают. Хорошая, кстати, коллекция на сайте Библиотеки Конгресса США.

Посеребренные пластинки с изображением – зеркало с памятью.  Это увлечение быстро стало модным , а значит коммерчески выгодным. И даже позднее,  после открытий Тальбота,  многим все равно хотелось получить портрет на металлической пластинке. Хотя быть моделью в те времена было очень непросто. Кресла оборудовались специальными держателями для головы,  часто лицо присыпалось мукой или крахмалом – для большего контраста .

Сейчас, когда я снимаю портреты с импульсным светом – выдержка составляет  1/200 секунды, если даже свет не очень хороший, то все равно  самая длинная выдержка -1/50 секунды.

Но для меня все равно остается загадкой – почему мы продолжаем замирать перед камерой? И что с этим делать?

… Когда я рассказываю моделям эту историю – они забывают что находятся перед камерой, и  лица в большинстве случаев — слава богу! — снова становятся живыми.  Так что совет простой – забудьте, что вас фотографируют. Вспоминайте что-нибудь смешное, радуйтесь, что не придется  сидеть полчаса на ярком солнце с обсыпанным мукой лицом, думайте о чем-нибудь хорошем и все будет отлично! Удачных  снимков!

9 thoughts on “Первый в мире фотопортрет”

  1. Здравствуйте, Татьяна!
    Вы очень живо все описываете. Очень художественно.
    Ваша работа на сайте доставляет удовольствие.
    Спасибо!
    С уважением, Александр Кузнецов.

  2. Александр, спасибо большое!
    Мне очень приятно получить от Вас такую похвалу!

    1. Да, это правда! В то время было очень много таких открытий сделано — электричество, автомобиль, самолет, радио, телефон…
      Изобретению фотоаппарата я особенно рада:-)

    1. По сути — это задача фотографа. Фишка в том, чтобы переключить фокус внимания в момент съемки, вызвать искреннюю эмоциональную реакцию. Можно что-то сказать смешное, можно задать вопрос, не важно, хоть мяукнуть) Я школьников когда снимаю, иногда прошу их сложить или перемножить два числа — вид получается интеллектуально-задумчивый 🙂 на радость родителям 🙂

  3. У меня такая же проблема. На фотографии выхожу хорошо только если не замечаю, что меня фотографируют. Понятия не имею, что с этим делать

  4. Признаюсь вам — я тоже зажимаюсь перед камерой, и гораздо лучше себя чувствую с другой стороны от фотоаппарата:-)
    Чувствую, надо отдельный пост об этом написать — актуальная тема…
    Вкратце — самый лучший вариант — когда фотограф при съемке с моделью работает — общается, задает вопросы расслабляющие, переключает внимание и тогда модель получается «живая» . Можно попробовать самой о чем-то подумать приятном — о путешествиях, вспомнить что-то смешное. Трудно, но это состояние можно поймать, почувствовать. В крайнем случае, можно создать такой образ, где спокойное лицо уместно — светом, театральным макияжем, аксессуарами — шляпами, перьями, веерами и т.д.,как при модельных съемках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *