Удивительное дело – вот передо мной живой человек, он общается, разговаривает, улыбается, пока я настраиваю свет, и кажется – вот оно, какая-то характерная черта, мимика – «Внимание, снимаю!» Щелк! – фотографическое лицо, деревянная улыбка, неестественно закинутая голова. Часто можно услышать: – Я хорошо получаюсь на репортажных фото, «когда меня незаметно снимают» и совершенно не получаюсь на постановочных. Почему?
И тогда я рассказываю про первые портреты.
И длинные выдержки. На тот момент это было одной из проблем – низкая светочувствительность пластинок, из-за чего их приходилось экспонировать достаточно длительное время.
Я уже писала про Джозефа Нисепора Ньепса , который придумал фотографию, потому что не умел рисовать. http://foto-taina.ru/?p=105 Экспозиция его снимков составляла около 8 часов.
Жак Луи Манде Дагер усовершенствовал этот процесс и назвал его «дагерротипия», в честь себя. В 1839 году он продемонстрировал свое изобретение Французской Академии Наук. Его открытие было признано общечеловеческое достоянием. И фотография начала свое триумфальное завоевание мира. Дагер использовал йодистое серебро, обладающее низкой светочувствительностью, и выдержка на ярком солнце составляла несколько минут – около 30. Сам Дагер снял несколько пейзажей и зарисовок местности. Для портрета выдержка должна была быть короче.
В статьях про Роберта Корнелиуса его часто называют голландским химиком. Это некоторая неточность – он был потомком голландских эмигрантов и всю жизнь прожил в США. Учился в частной школе, действительно интересовался химией , работал в семейной мастерской по изготовлению светильников. В 1839 году познакомился с Джозефом Сэкстоном, который и привез дагерротипию в США. Роберт увлекся фотографией и вместе с химиком Полом Годдардом занялся усовершенствованием процесса дагерротипии, что позволило сократить время экспозиции до чуть больше минуты. Этот автопортрет самого Роберта считается первым в мире отчетливым фотографическим изображением человека. На обратной стороне рукой автора написано «The first light picture ever taken» -« Первое светописное изображение, когда либо полученное» . В 1841-43 годах Роберт Корнелиус открыл несколько фотоателье, но затем вернулся к семейному бизнесу.
В 1840 году был получен первый женский портрет. Это портрет Дороти Кэтрин Дрейпер, снятый ее братом. Джон Уильям Дрейпер преподавал химию в Нью-Йоркском Университете. Очень заинтересовался дагерротипией, работал над усовершенствованием этого процесса, создал собственную камеру. Выдержка для этого портрета составила 65 секунд – чуть больше минуты. Лицо Дороти присыпано мукой – вот он, первый фотомакияж!
Я смотрю на фото первых дагерротипов и они меня совершенно завораживают. Хорошая, кстати, коллекция на сайте Библиотеки Конгресса США.
Посеребренные пластинки с изображением – зеркало с памятью. Это увлечение быстро стало модным , а значит коммерчески выгодным. И даже позднее, после открытий Тальбота, многим все равно хотелось получить портрет на металлической пластинке. Хотя быть моделью в те времена было очень непросто. Кресла оборудовались специальными держателями для головы, часто лицо присыпалось мукой или крахмалом – для большего контраста .
Сейчас, когда я снимаю портреты с импульсным светом – выдержка составляет 1/200 секунды, если даже свет не очень хороший, то все равно самая длинная выдержка -1/50 секунды.
Но для меня все равно остается загадкой – почему мы продолжаем замирать перед камерой? И что с этим делать?
… Когда я рассказываю моделям эту историю – они забывают что находятся перед камерой, и лица в большинстве случаев — слава богу! — снова становятся живыми. Так что совет простой – забудьте, что вас фотографируют. Вспоминайте что-нибудь смешное, радуйтесь, что не придется сидеть полчаса на ярком солнце с обсыпанным мукой лицом, думайте о чем-нибудь хорошем и все будет отлично! Удачных снимков!
Здравствуйте, Татьяна!
Вы очень живо все описываете. Очень художественно.
Ваша работа на сайте доставляет удовольствие.
Спасибо!
С уважением, Александр Кузнецов.
Александр, спасибо большое!
Мне очень приятно получить от Вас такую похвалу!
Изобретение фотоаппарата — это эпохальное событие.
Да, это правда! В то время было очень много таких открытий сделано — электричество, автомобиль, самолет, радио, телефон…
Изобретению фотоаппарата я особенно рада:-)
Что-то у меня совсем не получается забыть, что меня фотографируют.
По сути — это задача фотографа. Фишка в том, чтобы переключить фокус внимания в момент съемки, вызвать искреннюю эмоциональную реакцию. Можно что-то сказать смешное, можно задать вопрос, не важно, хоть мяукнуть) Я школьников когда снимаю, иногда прошу их сложить или перемножить два числа — вид получается интеллектуально-задумчивый 🙂 на радость родителям 🙂
Интересные факты. Фотографироваться не люблю, только если очень нужно.
У меня такая же проблема. На фотографии выхожу хорошо только если не замечаю, что меня фотографируют. Понятия не имею, что с этим делать
Признаюсь вам — я тоже зажимаюсь перед камерой, и гораздо лучше себя чувствую с другой стороны от фотоаппарата:-)
Чувствую, надо отдельный пост об этом написать — актуальная тема…
Вкратце — самый лучший вариант — когда фотограф при съемке с моделью работает — общается, задает вопросы расслабляющие, переключает внимание и тогда модель получается «живая» . Можно попробовать самой о чем-то подумать приятном — о путешествиях, вспомнить что-то смешное. Трудно, но это состояние можно поймать, почувствовать. В крайнем случае, можно создать такой образ, где спокойное лицо уместно — светом, театральным макияжем, аксессуарами — шляпами, перьями, веерами и т.д.,как при модельных съемках.